Стремительный рост популярности газобаллонного оборудования повысил спрос на газовое топливо, которое позволяет существенно снизить расходы на горючее для транспортного средства. Автолюбителю без опыта сложно самостоятельно определить, что лучше — метан или пропан. Оба варианта обладают положительными и отрицательными чертами, поэтому исходить нужно из конкретных потребностей и ключевых задач.
Причиной востребованности газа как топлива является экономичность и меньший вред экологии. Сегодня большей популярностью пользуется пропан (примерно 70-80% рынка), а метан применяется в 20-30% случаев. Причем метановое ГБО устанавливается в основном на корпоративные транспортные средства. Подавляющее большинство частных водителей предпочитают использовать пропан.
Особое внимание уделить вопросу выбора подходящего газа нужно, поскольку после монтажа системы ГБО легко сменить вид газового топлива не получится. Газобаллонное оборудование адаптируется под конкретный газ. Если возникает необходимость смены, то придется внести серьезные изменения в систему или полностью переустановить ее, что выльется в серьезные финансовые затраты.
Особенности и преимущества метана
Природный газ метан (CH4) бесцветен и не имеет запаха. Поскольку он взрывоопасен, для своевременного обнаружения утечки в смесь добавляют специальные пахучие вещества — одоранты, дающие горючему специфический аромат.
Особенностью метана как топлива является использование в газообразном виде, поскольку он обладает крайне низкой плотностью, что затрудняет его сжижение. Для применения на транспортных средствах его сильно сжимают (200-270 атм) в баллонах, поэтому для данного газа необходимы более тяжелые и прочные баллоны, чтобы выдерживать повышенное давление.
Октановое число составляет 110 ед., что позволяет ему легко воспламеняться в цилиндрах. Расход топлива среднестатистического автомобиля с объемом ДВС (двигателя внутреннего сгорания) 1,6 л составляет около 10-12 литров на 100 километров. В городских условиях это относительно низкий показатель, позволяющий неплохо экономить на заправке.
Из-за повышенного давления газобаллонного оборудования установка ГБО должна осуществляться исключительно высококвалифицированными специалистами. Поскольку нельзя допускать увеличения рисков по невнимательности или отсутствию должного уровня опыта и знаний у мастеров.
Основные преимущества метана:
- полная экологичность;
- невысокая стоимость горючего;
- быстрое испарение в воздухе, что снижает опасность взрыва при утечке в открытом пространстве.
К отрицательным сторонам можно отнести:
- дорогостоящее оборудование;
- слишком высокое внутрисистемное давление;
- большой по размеру и весу баллон;
- некоторые сложности при запуске двигателя в холодную погоду;
- полного баллона среднего объема хватает всего на 150-200 км езды;
- снижение мощности автомобиля на 10-20%;
- небольшое количество заправочных станций и специализированных автосервисов.
Из-за многочисленных минусов использования метана на авто, ГБО пользуется меньшим спросом, чем оборудование на пропане.
Пропан в качестве топлива: плюсы и особенности
Пропан (C3H8) вырабатывается как побочный продукт в нефтедобыче. Как и метан, C3H8 не обладает запахом, прозрачностью. При этом он не несет вреда человеческому здоровью. Чтобы чувствовать запах газа, в смесь добавляют одоранты.
Нередко пропан смешивается с другим углеродным газом бутаном, что позволяет топливной смеси добиться лучшего показателя октанового числа. В зависимости от времени года пропорция меняется. Зимой требуется больше пропана, а летом — бутана.
В отличие от предыдущего варианта пропан используется в сжиженном состоянии. Рабочий показатель давления составляет всего 12-15 атм. Поэтому для хранения газового топлива подходят более легкие и компактные баллоны. Обычно они размещаются в багажном отделении автомобиля вместо запасного колеса, что позволяет не терять полезное пространство. Если требуется сохранить наличие запасного колеса, небольшой вместительный резервуар размещается просто в багажнике.
Средний расход газового топлива составляет 11-13 л на 100 км при объеме двигателя 1,6 л. Основные преимущества ГБО на пропане:
- невысокая стоимость в сравнении с метановым оборудованием;
- подавляющее большинство специализированных автосервисов и АГЗС работают с пропаном;
- заправочные станции располагаются во всех крупных населенных пунктах;
- небольшая потеря мощности авто (приблизительно 5-10%);
- невысокое давление;
- хранение в жидком состоянии;
- компактный и легкий баллон;
- длительная работоспособность.
Из недочетов выделяется только немного более высокая стоимость горючего. Повышенный уровень опасности взрыва, поскольку газ испаряется в воздухе медленнее, тоже можно причислить к недостаткам. Очевидно, что положительных сторон у C3H8 значительно больше, чем отрицательных.
Сравнение пропана и метана
Оба варианта обладают общими преимуществами, но в целом сильно различаются. Большим плюсом для водителей, использующих ГБО, является возможность приобретения домашней газовой заправки. Она позволяет подключаться к центральному газопроводу.
Средняя стоимость станции составляет 300-400 тысяч рублей. Вдобавок сильно увеличатся расходы на оплату газовой службы. Однако в долгосрочной перспективе такая инициатива позволит сэкономить значительные средства, сделав использование ГБО еще выгоднее в сравнении с бензином. Главное, правильно выбрать заправочную станцию, ориентируясь на конкретные критерии: цена, производитель, мощность и т. д.
Наглядная таблица основных характеристик:
Характеристика | Метан | Пропан |
Цена газового оборудования | Высокая | Низкая |
Средняя стоимость горючего в сравнении с бензином | В 3 раза дешевле | В 2 раза дешевле |
Вес баллона | 60-120 кг | 20-30 кг |
Негативное воздействие на элементы ДВС | Незначительное | Незначительное |
Давление внутри баллона | 200-270 атмосфер | 10-15 атмосфер |
Безопасность для экологии | Абсолютная | Высокая |
Октановое число | 110 | 100 |
Доступность АГЗС и автосервисов | 1-5 на город-миллионник | Практически столько же, как для бензиновых автомобилей |
Уменьшение мощности силового агрегата | До 30% | До 10% |
В результате получается, что метан стоит дешевле и при этом намного безопасней, но установка и обслуживание ГБО обойдется дороже. Пропан продается немного дороже, зато монтаж газобаллонного оборудования дешевле, а баллоны более легкие. Газовое топливо помогает автолюбителям экономить затраты на ГСМ. Окупаемость установки зависит от расхода топлива автомобилем, интенсивности использования и других факторов. Экономия является одним из важнейших критериев при выборе метана или пропана.
Серьезным плюсом в пользу ГБО на пропане является низкий индекс взрывоопасности, что повышает уровень безопасности при езде на углеродном газе. Он минимизирует угрозу жизни и здоровью водителя, пассажиров и посторонних людей, находящихся в зоне поражения при взрыве. К тому же он менее прихотливый в обслуживании.
Чтобы установить пропан или метан на авто, достаточно обратиться в компанию «Газомания». Мы специализируемся на монтаже, демонтаже и обслуживании газобаллонного оборудования в Санкт-Петербурге. Высококвалифицированные специалисты и передовое оборудование позволяет нам быстро, точно и качественно выполнять услуги.
Опытные менеджеры всегда готовы проконсультировать по интересующим вопросам, помочь в выборе лучшего ГБО, а также оформить предварительный заказ на оказание услуги. Чтобы связаться с консультантом, необходимо позвонить по телефону +7 (812) 454-02-60.