Поколения ГБО на авто

Установка газобаллонного оборудования на транспортные средства любых моделей набирает все большую популярность из-за доступной стоимости такого топлива и быстрых сроков окупаемости деталей.

Выбор установки ГБО требует учета большого количества факторов и нюансов. Подробное и тщательное изучение данного вопроса необходимо для обеспечения безопасности использования техники, предотвращения процессов преждевременного износа компонентов двигателя и комфортной эксплуатации машины.

Какие бывают поколения и их основные характеристики

Автомобилисты и мастера станций технического обслуживания применяют определенную терминологию для распределения газобаллонного оборудования на поколения.

Отнести какую-либо ГБО к любому из шести поколений можно, проследив основные изменения в каждой последующей версии усовершенствованного и доработанного устройства. С развитием технологий менялись принципы подачи газа и порядок использования газа.

Особенности разных поколений газобаллонных установок:

  • Газобаллонная установка первого поколения – это первопроходец и первый пример использования газа в качестве топливного компонента для работы двигателя транспортного средства.Для приведения в движение компонентов мотора в таких системах применялась смесь пропана и бутана или метана. Топливо помещалось в специально установленный в багажнике или в салоне машины бак. Его параметры и форма определялись типом газа, который используется в конкретном случае.Принцип работы такого оборудования выглядит следующим образом:
    1. Установленный бак заполняют выбранным видом газа.
    2. Запорная арматура обеспечивает транспортировку определенного количества газа в специальный испаритель, в котором в зависимости от типа газа его подогревают или охлаждают для превращения в пар.
    3. После этого газ поступает в газовый редуктор, который создает условия для дозированного впрыска топлива. Данный элемент позволяет обеспечивать необходимое количество топлива при разных режимах работы двигателя – большее при разгоне или меньшее на холостом ходу. Отличительной особенностью газовых установок этого поколения стало расположение испарителя и редуктора в разных блоках.
    4. Далее смесь попадает в коллектор, пройдя через карбюратор или оборудованный отдельным блоком смеситель.

    Минусами первого поколения ГБО является недоработанная схема его работы из-за длинного пути следования газа из бака до его подачи в двигатель. Такая особенность первой простой установки провоцирует сложности с началом работы мотора машины – длительный запуск после простоя машины.

    Еще одним недочетом подобных установок может стать ограниченная возможность ее установки – технология создавалась только для карбюраторных двигателей.

    Минусом первого поколения является и недостаточный уровень безопасности – система быстро изнашивается и теряет герметичность, что может стать причиной аварий, возгораний или даже взрывов бака.

    Простота и примитивность такой газобаллонной установки не позволяют активно ее использовать.

  • Второе поколение ГБО – это система, которую разрабатывали на основе первого поколения. Доработка клапана редуктора стала основной модернизацией технологии.Привычный вакуумный клапан заменили более функциональным – электромагнитным. Такой подход позволил водителю удобно и просто переходить с бензина или дизельного топлива на газ, не покидая транспортного средства. Для этого предназначается и устанавливается отдельная кнопка на панели.Еще одной доработкой, которая порадовала автомобилистов, стал оперативный старт двигателя без проблем после длительного простоя в холодном состоянии. Это стало возможным благодаря тому, что электромагнитный клапан пропускает необходимое небольшое количество смеси.

    Преимуществом этого варианта установки можно назвать возможность монтировать детали для карбюраторных и инжекторных двигателей, что расширило сферу ее применения.

  • Третье поколение газобаллонной установки стало продолжением усовершенствования и доработки технологии использования газа в качестве топлива для автомобильного транспорта.Отличительными особенностями системы являются такие:
    1. ГБО оборудовали автоматическими технологиями контроля и корректирования процессов подачи газа. Такой прибор определял необходимость подавать топливо в конкретных количествах в зависимости от полученных данных с кислородного датчика.
    2. Редуктор укомплектовали специальным датчиком температуры детали для того, чтобы не давать системе начинать работу до того момента, пока редуктор не достигнет необходимой для нормального запуска температуры.
    3. Считывание информации с датчиков кислорода позволило ГБО третьего поколения по нормативам и характеристикам соответствовать стандартам и требованиям ЕВРО-2.
    4. Эффективно применяется только для инжекторных двигателей. Все последующие модификации газобаллонного оборудования предназначаются только для такого типа моторов.
  • Работа над улучшением газобаллонных установок продолжается, и результатом работы становится ГБО четвертого поколения. Изменения, которые воплотились в такой модернизированной технологии, стали прорывом.Установки этого класса отличаются следующими характеристиками:
    1. Инновационный распределенный впрыск топлива в цилиндры, что позволило сделать систему более эффективной, добавило мощности двигателю.
    2. Для каждого цилиндра предусматривается отдельная газовая форсунка, которая имеет дополнительную функцию – отвод избыточного давления от редуктора.
    3. Автономный контроль каждой форсунки – такой подход позволяет повышать или понижать интенсивность впрыска газа в отдельный цилиндр в зависимости от его состояния.
    4. Изменения коснулись не только редуктора и
      деталей для его обслуживания, но и бака. Баллон
      был доработан для того, чтобы без проблем и
      поломок выдерживать повышенный уровень
      давления.
  • Пятое поколение ГБО получило существенные изменения базового подхода и принципов использования газа.Отличительными характеристиками ГБО-5 стали следующие:
    1. Единственным вариантом использования газовой смеси стал пропан-бутан.
    2. Газ проходит по компонентам системы не в парообразном состоянии, а в форме жидкости.
    3. Постоянное давление в топливной системе создает установленный непосредственно в баллоне топливный насос. Такой принцип напоминает строение бензиновых двигателей

    Доработка ГБО поколения 5 позволила оборудованию получить такие преимущества:

    1. простой и быстрый запуск работы двигателя без необходимости сначала прогревать машину при использовании бензина;
    2. отсутствие редуктора избавляет автомобилистов от необходимости следить за его состоянием и режимами работы;
    3. охладительная система мотора не задействуется при работе на газу;
    4. при увеличенной мощности двигателя наблюдается снижение расхода топлива – показатели практически уравниваются с нормами расхода бензина.

    Единственным недостатком, на который могут обращать внимание автомобилисты, является достаточно высокая стоимость установки и обслуживания.

  • Самой новой и современной системой газобаллонного оборудования является ГБО 6 поколения. Отличные функциональные возможности такой разработки на сегодняшний день могут испытать не все желающие – достать такое оборудование пока достаточно трудно.Новым подходом установки компонентов станет врез газовой магистрали непосредственно в стационарную штатную топливную систему.Преимущества таких деталей: отсутствие большого количества дополнительных деталей для создания отдельной магистрали, удобная кнопка для быстрого и простого перехода на бензин и обратно на газ, экономный расход ресурсов.

Популярность перехода на газ провоцирует дальнейшее развитие данного направления и создание более совершенных и экономных механизмов и технологий.

Вот так выглядят все представленные варианты газобаллонного оборудования. Выбирать, какое устройство выбрать для себя, стоит с учетом особенностей конкретной машины, финансового положения и интенсивности использования автомобиля.