Установка газобаллонного оборудования на транспортные средства любых моделей набирает все большую популярность из-за доступной стоимости такого топлива и быстрых сроков окупаемости деталей.
Выбор установки ГБО требует учета большого количества факторов и нюансов. Подробное и тщательное изучение данного вопроса необходимо для обеспечения безопасности использования техники, предотвращения процессов преждевременного износа компонентов двигателя и комфортной эксплуатации машины.
Какие бывают поколения и их основные характеристики
Автомобилисты и мастера станций технического обслуживания применяют определенную терминологию для распределения газобаллонного оборудования на поколения.
Отнести какую-либо ГБО к любому из шести поколений можно, проследив основные изменения в каждой последующей версии усовершенствованного и доработанного устройства. С развитием технологий менялись принципы подачи газа и порядок использования газа.
Особенности разных поколений газобаллонных установок:
- Газобаллонная установка первого поколения – это первопроходец и первый пример использования газа в качестве топливного компонента для работы двигателя транспортного средства.Для приведения в движение компонентов мотора в таких системах применялась смесь пропана и бутана или метана. Топливо помещалось в специально установленный в багажнике или в салоне машины бак. Его параметры и форма определялись типом газа, который используется в конкретном случае.Принцип работы такого оборудования выглядит следующим образом:
- Установленный бак заполняют выбранным видом газа.
- Запорная арматура обеспечивает транспортировку определенного количества газа в специальный испаритель, в котором в зависимости от типа газа его подогревают или охлаждают для превращения в пар.
- После этого газ поступает в газовый редуктор, который создает условия для дозированного впрыска топлива. Данный элемент позволяет обеспечивать необходимое количество топлива при разных режимах работы двигателя – большее при разгоне или меньшее на холостом ходу. Отличительной особенностью газовых установок этого поколения стало расположение испарителя и редуктора в разных блоках.
- Далее смесь попадает в коллектор, пройдя через карбюратор или оборудованный отдельным блоком смеситель.
Минусами первого поколения ГБО является недоработанная схема его работы из-за длинного пути следования газа из бака до его подачи в двигатель. Такая особенность первой простой установки провоцирует сложности с началом работы мотора машины – длительный запуск после простоя машины.
Еще одним недочетом подобных установок может стать ограниченная возможность ее установки – технология создавалась только для карбюраторных двигателей.
Минусом первого поколения является и недостаточный уровень безопасности – система быстро изнашивается и теряет герметичность, что может стать причиной аварий, возгораний или даже взрывов бака.
Простота и примитивность такой газобаллонной установки не позволяют активно ее использовать.
- Второе поколение ГБО – это система, которую разрабатывали на основе первого поколения. Доработка клапана редуктора стала основной модернизацией технологии.Привычный вакуумный клапан заменили более функциональным – электромагнитным. Такой подход позволил водителю удобно и просто переходить с бензина или дизельного топлива на газ, не покидая транспортного средства. Для этого предназначается и устанавливается отдельная кнопка на панели.Еще одной доработкой, которая порадовала автомобилистов, стал оперативный старт двигателя без проблем после длительного простоя в холодном состоянии. Это стало возможным благодаря тому, что электромагнитный клапан пропускает необходимое небольшое количество смеси.
Преимуществом этого варианта установки можно назвать возможность монтировать детали для карбюраторных и инжекторных двигателей, что расширило сферу ее применения.
- Третье поколение газобаллонной установки стало продолжением усовершенствования и доработки технологии использования газа в качестве топлива для автомобильного транспорта.Отличительными особенностями системы являются такие:
- ГБО оборудовали автоматическими технологиями контроля и корректирования процессов подачи газа. Такой прибор определял необходимость подавать топливо в конкретных количествах в зависимости от полученных данных с кислородного датчика.
- Редуктор укомплектовали специальным датчиком температуры детали для того, чтобы не давать системе начинать работу до того момента, пока редуктор не достигнет необходимой для нормального запуска температуры.
- Считывание информации с датчиков кислорода позволило ГБО третьего поколения по нормативам и характеристикам соответствовать стандартам и требованиям ЕВРО-2.
- Эффективно применяется только для инжекторных двигателей. Все последующие модификации газобаллонного оборудования предназначаются только для такого типа моторов.
- Работа над улучшением газобаллонных установок продолжается, и результатом работы становится ГБО четвертого поколения. Изменения, которые воплотились в такой модернизированной технологии, стали прорывом.Установки этого класса отличаются следующими характеристиками:
- Инновационный распределенный впрыск топлива в цилиндры, что позволило сделать систему более эффективной, добавило мощности двигателю.
- Для каждого цилиндра предусматривается отдельная газовая форсунка, которая имеет дополнительную функцию – отвод избыточного давления от редуктора.
- Автономный контроль каждой форсунки – такой подход позволяет повышать или понижать интенсивность впрыска газа в отдельный цилиндр в зависимости от его состояния.
- Изменения коснулись не только редуктора и
деталей для его обслуживания, но и бака. Баллон
был доработан для того, чтобы без проблем и
поломок выдерживать повышенный уровень
давления.
- Пятое поколение ГБО получило существенные изменения базового подхода и принципов использования газа.Отличительными характеристиками ГБО-5 стали следующие:
- Единственным вариантом использования газовой смеси стал пропан-бутан.
- Газ проходит по компонентам системы не в парообразном состоянии, а в форме жидкости.
- Постоянное давление в топливной системе создает установленный непосредственно в баллоне топливный насос. Такой принцип напоминает строение бензиновых двигателей
Доработка ГБО поколения 5 позволила оборудованию получить такие преимущества:
- простой и быстрый запуск работы двигателя без необходимости сначала прогревать машину при использовании бензина;
- отсутствие редуктора избавляет автомобилистов от необходимости следить за его состоянием и режимами работы;
- охладительная система мотора не задействуется при работе на газу;
- при увеличенной мощности двигателя наблюдается снижение расхода топлива – показатели практически уравниваются с нормами расхода бензина.
Единственным недостатком, на который могут обращать внимание автомобилисты, является достаточно высокая стоимость установки и обслуживания.
- Самой новой и современной системой газобаллонного оборудования является ГБО 6 поколения. Отличные функциональные возможности такой разработки на сегодняшний день могут испытать не все желающие – достать такое оборудование пока достаточно трудно.Новым подходом установки компонентов станет врез газовой магистрали непосредственно в стационарную штатную топливную систему.Преимущества таких деталей: отсутствие большого количества дополнительных деталей для создания отдельной магистрали, удобная кнопка для быстрого и простого перехода на бензин и обратно на газ, экономный расход ресурсов.
Популярность перехода на газ провоцирует дальнейшее развитие данного направления и создание более совершенных и экономных механизмов и технологий.
Вот так выглядят все представленные варианты газобаллонного оборудования. Выбирать, какое устройство выбрать для себя, стоит с учетом особенностей конкретной машины, финансового положения и интенсивности использования автомобиля.